Редакция шестая. Эпилог
После машинописи – по тексту машинописи – снова идет правка. Теперь
уже до конца дней. Изменяются имена персонажей, и нередко автор
возвращается к более ранним редакциям. Впрочем, и мы к этому еще
вернемся.
Беспощадно правится начало первой главы.
Исчерканы правкой страницы главы 2-й – «Понтий Пилат». Приведу
несколько примеров.
В машинописи: «...ранним утром четырнадцатого числа весеннего
месяца нисана в колоннаду между двумя крыльями дворца вышел прокуратор
Иудеи...» Ритм почти сложился, подробности верны, не так ли? Но
вставлено: «в крытую колоннаду». Но вставлено: «дворца Ирода
Великого ».
В машинописи: «От флигелей, расположенных в тылу дворца...» Слово расположенных сразу
же забито на машинке, надпечатано: стоящих . Это правка
прямо по ходу диктовки. Но вот и чернила, позже: зачеркнуто стоящих ;
в колдовском булгаковском ритме остается просто: «От флигелей в
тылу дворца...»
Далее: «...когорта Двенадцатого Громобойного легиона».
Строка подчеркнута красным карандашом. Эти красные штрихи – знак
недовольства автора собой, помета необходимости правки. В попытке
найти русский эквивалент названию легиона Фульмината Булгаков уже
выписал ряд латинских слов ( fulminare – поражать молнией) в специально
заведенную тетрадь «Роман. Материалы». Теперь он вносит исправление:
«Двенадцатого Молниеносного легиона».
Далее: «Он из Галилеи? У тетрарха дело было?» Недовольный красный
штрих, исправлено: «Подследственный из Галилеи? К тетрарху дело
посылали?» Вслушайтесь, как меняется музыка строки.
И еще далее, в машинописи:
«– Откуда ты родом?
– Из Эн-Сарида, – ответил арестант, головой показывая, что там
где-то, за спиной у него, на севере есть Эн-Сарид».
Теперь, правя машинопись, Булгаков неожиданно делает местом рождения
своего героя совсем другой город – Гамалу. Впрочем, и это заслуживает
отдельного разговора.
Правка идет прямо по машинописному тексту и на полях. На полях
тесно – дополнения и замены делаются на обороте машинных листов.
Потом на отдельных больших листах, которые вкладываются между машинными.
Потом в отдельных, специально заведенных тетрадях. В 1938 году
и в первой половине 1939-го – большей частью рукою М.А.Булгакова;
в последние месяцы жизни – как правило, рукою Елены Сергеевны.
Впрочем, слои правки трудно датировать по почерку – по-видимому,
есть ранние поправки, внесенные Еленой Сергеевной под диктовку,
и в самые последние месяцы жизни почти ослепший писатель иногда
брал карандаш. (Рукописи этой редакции сохранились не все. Какие-то
листы, а может быть, и целая тетрадь затерялись уже в отделе рукописей
Российской государственной библиотеки.)
В апреле 1939 года Булгаков стремительно пишет – пером, в тетради – эпилог
[1]. Текст сразу же складывается очень близко к окончательному. Но… не закончив бег своего пера и как будто споткнувшись на последней написавшейся
строке (а точнее, на последнем слове в этой строке), писатель
отодвигает тетрадь. 14 мая того же 1939 года диктует эпилог заново,
теперь уже весь, от первой до последней строки, Елене Сергеевне,
на машинку.
Вот эту вдохновенную правку по машинописи и чрезвычайно важный
для романа в целом эпилог можно считать шестой редакцией романа.
В тетради эпилог имеет название: «Жертвы луны». В продиктованном
набело тексте название снято, но сама формула сохранилась – внутри
повествования, там, где, прячась за решеткой сада, в котором помещается
освещенный луною «готический особняк», Иван Николаевич Понырев
вглядывается в тоскующего человека с несколько поросячьими чертами
лица и шепчет: «Боги, боги… Вот еще одна жертва луны… да, это еще
одна жертва, вроде меня».
Лунным наваждением объясняются фантастические события романа.
Всерьез или нет? Как хотите…
Но главное, конечно, не в этом. Главное в том, что эпилог – написанный
легко, иронично, звонко – бросает сильный ретроспективный свет
на весь только что прочитанный вами роман и, заставляя сильнее
звучать одну из его сторон – сатирическую, существенно меняет тональность
всего романа.
При диктовке на машинку разговорная, прозрачно-лукавая речь эпилога
становится еще легче и ироничней.
Черновик: «Пишущий эти строки сам лично, направляясь в Евпаторию,
слышал в поезде рассказ о том, как в Москве две тысячи вышли из
театра нагишом и в таком виде разошлись по домам или разъехались
в таксомоторах».
Диктуется: «Пишущий эти правдивые строки сам лично, направляясь
в Феодосию , слышал в поезде рассказ о том, как в Москве
две тысячи человек вышли из театра нагишом в буквальном
смысле слова и в таком виде разъехались по домам в таксомоторах ».
Черновик: «Слова ”нечистая сила” гудели в очередях в магазинах,
в квартирах и кухнях».
Диктуется: « Шепот ”Нечистая сила…” слышался в
очередях, стоявших у молочных , в трамваях , в магазинах,
в квартирах, в кухнях, в поездах, и дачных и дальнего следования,
на станциях и полустанках, на дачах и на пляжах » .
Черновик: «Наиболее развитые и культурные люди, разумеется, в
этих рассказах участия не принимали, но факт, как говорится, остается
фактом – кто-то побывал: угольки, оставшиеся от Грибоедова, слишком
красноречиво это свидетельствовали…»
Диктуется: «Наиболее развитые и культурные люди в этих рассказах о
нечистой силе, навестившей столицу , разумеется, никакого участия
не принимали и даже смеялись над ними и пытались рассказчиков
образумить . Но факт все-таки , как говорится, остается
фактом, и отмахнуться от него без объяснений никак нельзя: кто-то
побывал в столице . Уж одни угольки, оставшиеся
от Грибоедова, да и многое другое слишком красноречиво
это подтверждали ». (Как и ранее, курсивом помечены авторские
исправления и вставки.)
Обратите внимание, как последовательно, от редакции к редакции,
Булгаков смягчает жестокость завершающих глав. В конечном счете
в романе горит не Москва (как, скажем, во второй редакции), а только
отдельные ее здания – дом Грибоедова, Торгсин на Смоленском, дом
на Садовой, домик мастера… И столкновение с войсками – бронированные
катера, вооруженные люди в противогазах, сбрасывающие бомбы аэропланы
(в той же второй редакции) – постепенно заменяется одним-единственным
самолетом-истребителем, обстрелявшим Воланда, причем и эта подробность
исчезает в последней редакции, оставив разворачивающийся над разноцветными
башнями Девичьего монастыря и никому не угрожающий аэроплан… Даже
инфернальный свист Фагота, от которого в той же второй редакции
насмерть заваливало людей и рушилась башня монастыря, в редакции
последней заканчивается всего лишь убитой галкой:
«Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время,
как ее вместе с горячим конем бросило саженей на десять в сторону.
Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась
трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью
и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась,
и на противоположный берег, зеленый и низменный, выплеснуло целый речной
трамвай с совершенно невредимыми пассажирами. К ногам храпящего
коня Маргариты швырнуло убитую свистом Фагота галку».
Эпилог окончательно утверждает эту тенденцию.
Катастрофа? Страшный суд? Конец мироздания? Ну, какой уж конец
мироздания, если в результате визита Воланда пострадали главным
образом… черные коты! (И в 1939 году – в стране бессудные аресты!
– Булгаков выдает замечательную историю о том, как в Армавире замели ни
в чем не повинного кота и бедный зверь узнал на практике, что такое
ошибка и клевета.)
Что же все-таки последовало? Перестал врать Варенуха? Председателя
Акустической комиссии Аркадия Аполлоновича Семплеярова перебросили
в Брянск и назначили заведующим грибозаготовочным пунктом? («Едят
теперь москвичи соленые рыжики и маринованные белые и не нахвалятся
ими и до чрезвычайности радуются этой переброске».)
Ну, еще поменялись местами кое-какие персонажи. Не служит более
в Варьете Степа Лиходеев, его перебросили в Ростов, где он получил
назначение на должность заведующего большим гастрономическим магазином,
и портвейн больше не пьет. («Ходят слухи, что он совершенно перестал
пить портвейн», – значится в черновой тетради; а при диктовке добавлено:
«и пьет только водку, настоянную на смородиновых почках, отчего
очень поздоровел».)
Ушел из Варьете финдиректор Римский. Не мог он «даже днем побывать
в том здании, где видел он залитое луной треснувшее стекло в окне
и длинную руку, пробирающуюся к нижней задвижке». Служит теперь
Римский в театре детских кукол в Замоскворечье, но место его в
Варьете не пустует – в этой должности утвердился известный нам
Алоизий Могарыч.
Правда, неизвестно куда исчезли из Москвы Маргарита Николаевна
и ее домработница, красавица Наташа. Но следствие пришло к логическому
заключению, что они похищены преступными гипнотизерами и что преступников
привлекла красота обеих женщин.
И еще № 118-й из психиатрической лечебницы: «Но вот что осталось
совершенно неясным для следствия – это побуждение, заставившее
шайку похитить душевнобольного, именующего себя мастером, из психиатрической
клиники. Этого установить не удалось, как не удалось добыть и фамилию
похищенного больного. Так и сгинул он навсегда под мертвой кличкой:
”Номер сто восемнадцатый из первого корпуса”».
Крушение мира не состоялось.
…Наша затянувшаяся беседа о редакциях романа «Мастер и Маргарита»
идет к концу; как берег утомившегося пловца, как отдохновение,
зовет уже написанная последняя строка этого раздела; и ох как не
хочется увязать в илистом дне споров с булгаковедами… Обойти бы?
Но обойти не удается.
Потому ли, что мои уважаемые коллеги, случается, не дочитывают
роман до конца, или благодаря редкой способности некоторых из них
воспринимать метафоры буквально, родилась (и распространилась!)
идея о том, что в романе «Мастер и Маргарита» Москва погибла. И
Ершалаим – тоже.
Родоначальник этой идеи Мирон Петровский впервые изложил ее в
уже цитированной выше статье «Мифологическое городоведение Михаила
Булгакова» – той самой, в которой, так и не доказав, что Булгаков
занимался каким-то мифическим «городоведением», предложил свою
знаменитую трактовку законов физики.
«В ”Мастере и Маргарите”, – пишет М.Петровский, – погибают
оба города , сосредоточившие в себе действие романа, – Ершалаим
и Москва. Конец Ершалаима напрямую связан со смертью Ешуа Га-Ноцри.
Конец Москвы – со смертью мастера...» И хотя далее, как это принято
у булгаковедов, от своей идеи исследователь как бы отступает:
«Исчезновение двух великих городов в ”Мастере и Маргарите” –
скорей всего оптическая иллюзия, поскольку читатель знает, что
оба города более или менее благополучно пребывают на своих
местах …», – тем не менее в конце концов настаивает на своем:
«…Есть серьезные основания полагать, что у Булгакова – пусть
не прямо, обиняком, намеком – речь идет именно о полной гибели
двух великих городов ».
[2]. (Подчеркнуто мною. – Л.Я. )
В доказательство гибели Ершалаима М.Петровский приводит несколько
строк из прекрасного описания грозы в романе: «Пропал Ершалаим
– великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала
тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Страшную
тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего
месяца нисана».
В качестве свидетельства гибели Москвы – следующие строки: «Маргарита
на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных
башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно
и самого города, который ушел в землю и оставил по себе
только туман ».
От этой путаницы начинает болеть голова… «Более или менее благополучно
пребывают на своих местах»? Кажется, наш исследователь забыл, что
великий Иерусалим – булгаковский Ершалаим – действительно погиб.
Он был взят римлянами, защитники города убиты, казнены, угнаны
в рабство; город стерт с лица земли, так что чудом уцелел лишь
кусок кладки западной стены храма… На месте погибшего города –
через много лет, в другую эпоху – постепенно возник новый…
В романе катастрофа произойдет за пределами романного времени,
но пока длится это самое романное время, автор помнит, что город
обречен, и уверен, что об этом помнит читатель.
«Вспомни мое слово, – угрожает, пророчествуя, Пилат: – увидишь
ты здесь, первосвященник, не одну когорту в Ершалаиме, нет! Придет
под стены города полностью легион Фульмината, подойдет арабская
конница, тогда услышишь ты горький плач и стенания!»
Это булгаковский пересказ – булгаковский перевертыш – пророчества
в Евангелии от Луки. («И когда приблизился к городу, то, смотря
на него, заплакал о нем и сказал: …придут на тебя дни, когда враги
твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе
камня на камне…»)
Евангелист Лука, а не Булгаков ставил гибель Иерусалима в прямую
связь с гибелью Иисуса. Лука, которому тем легче было пророчествовать,
что писал он после разрушения Иерусалима…
А гроза… Ах, эти грозы – стихия Воланда, один из самых сильных
сквозных мотивов в «Мастере и Маргарите», пронизывающих весь роман
и соединяющих в единое целое его «ершалаимские» и его «московские»
главы…
Гроза уйдет, и солнце, прежде чем «утонуть в Средиземном море»,
еще успеет вернуться в Ершалаим, чтобы позолотить ступени Иродова
дворца… А потом ночной город будет залит праздничными огнями. («Во
всех окнах играло пламя светильников, и отовсюду, сливаясь в нестройный
хор, звучали славословия».) И два гигантских пятисвечия (эти пяти-,
а не традиционные семисвечия Булгаков разглядел на иллюстрации
из старинной рукописи, воспроизведенной в одном из изданий книги
В.Ф.Фаррара) зажгутся над храмом, так что свет их заспорит со светом
луны, повисшей высоко в небе…
Что же касается гибели Москвы в романе «Мастер и Маргарита», то
тут придется только пожать плечами. Неужто надо напоминать, что
Земля, на которой мы живем, круглая и оставляемые нами города неизбежно
уходят за горизонт – так же, как тонет в Средиземном море вечернее
солнце Иудеи и уходят, погружаясь за черту окоема, корабли в море…
Нет, крушение мира в романе «Мастер и Маргарита» не состоялось.
«Ну что же, – говорит Воланд о москвичах, – они – люди как люди…
обыкновенные люди…» И ни политические, ни революционные перевороты,
ни даже самое появление дьявола в Москве ничего не переменят по
существу. Мир – в его мизерном, обывательском, бездуховном – оказывается,
бессмертен…
Или, может быть, вы ожидали чего-то другого?
здесь см. продолжение
[1] Эта тетрадь сохранилась – см.: ОР БЛ (РГБ тож), фонд 562.9.1.
[2] «Театр», Москва, 1991, № 5, с. 26. Статья с незначительными изменениями вошла в книгу: Мирон Петровский . Мастер и город, Киев, 2001. Ешуа вместо Иешуа – по-видимому, опечатка в журнале, сохраненная затем и в книге.