Скарабей 
Потерявшийся Кай
Колдовство (письма с юга)
Не простые стихи и не совсем о любви...
Холода
Летучая мышь
Метаморфозы
Зимние сны
Стекляная игрушка
Белые львы
Ответ Зрителя - Актрисе
Не детский стих

Cтихотворение с сайта http://stanza.zuzusoft.com

простые стихи о любви (Эклоге)

24-Oct-01 10:35
Автор: Дмитрий Макаров

_______________________Эклоге

ах, Москва монастырей и дверей!
обняла ты меня грустью своей,
спрятала в высокой заре...

я воскресну.
может быть, в декабре.
мы тогда поищем с тобой
то,
что я потерял весной.

поискать бы средь людей и вещей
и найти забытый ключ из ключей,
дверь открыть и войти в глубину времён.
и опять на Том проснуться плече,
и увидеть свой самый первый сон.

 

Не простые стихи, и не совсем о любви...

  "Я потерял так много вещей, что уже не могу сосчитать их,
и сегодня эти потери - это то, чем я владею."
(Х.Л.Борхес Вчерашние владения.)

Разумеется, первая мысль при прочтении этого стихотворения - утрата и грусть от этой утраты. Об этом вроде бы явно говорится в тексте и самим автором.
Но давайте посмотрим внимательней и снова перечитаем медленно-медленно каждую строку. Обратите внимание на размер - это почти анапест. Такой размер и сам по себе песенный, а тут он еще и слегка изменен в сторону усиления этого качества. Вы слышите мелодический рисунок? Он же повторяется речитативом, как в молитве. А вместо слов "Я воскресну", почему-то, ну просто само, встает обращенное к богу "Аллилуйя!" Дальше идет небольшой перебив, и снова, тот же напевный речитатив.
В первой же строке - монастырь, место сосредоточенья Божьей Благодати. Место, где на Руси испокон века находили приют и убежище страждущие и смятенные души. Место где каждый может подойти к богу настолько, насколько он способен. И двери - двери! Символ перехода, место, где чужой превращаеся в своего, символ изменения состояния. Вместо слова "обняла" так и хочется подставить "объяла", приняла и заключила в себя, спрятала (вот и оно, слово из следующей строки). Геометрическое пространство стиха построено так, что в первой его половине происходит непрерывное спиральное движение вверх. Люди, уходя в монастырь, терялись (теряли себя!) для обыденного мира. Спрятаться в Заре - раствориться в свете. Остается пока одна непонятная деталь: о каком воскрешении идет речь?
Пойдем по строкам стиха дальше.
Воскрешение - это возрождение, но сколь о странном возрождении здесь говорится! Природа возрождается весной, для новой жизни. А здесь происходит явная утрата (чего?) весной и возрождение возможно только в декабре, в зимний холод и стужу. А может эти две загадки, потеря и возрождение, более тесно связаны друг с другом? В следующем пятистишии происходит медленный спиральный спуск вниз из царства света и высоты в глубь и темноту времен. Вернее сказать, должен был бы произойти спуск. Однако обратите внимание, все глаголы только в сослагательном наклонении. Это желанная, но неосуществимая цель. Почему? И ответ на все эти вопросы, как мне кажется, заключен в самой последней строчке стихотворения. "И увидеть свой самый первый сон". Что может быть ключем из ключей, открывающим дверцу в самую глубь времен? Ключи, хотя они могут и открывать и закрывать двери, всегда служат зримым символом освобождения. Самые первые сны, и, заметим, самые яркие и запоминающиеся, человек видит в детстве. Вырастая мы теряем детскую темную и инстинктивную душу, утрачиваем наивность и ясность ощущений. Взамен мы приобретаем (со)Знание, взрослое знание. То самое знание, которое несет свет, и несет печаль "и кто умножает познания, умножает скорбь". Это познание приближает нас к богу, но изменяет наш внутренний мир (ах, как точно это отражает слово соЗнание) и обременяет душу, и освобождение от него невозможно. Именно эти образы возникали в первых строках. Вот откуда эта грусть первых строчек. И даже если удастся найти этот ключ из ключей к своему внутреннему пространству (разве не это и есть самая главная дверь) и открыть эту золотую дверь, то иногда удается возрождение. Но такое воскрешение возможно только как последовательное продвижение от одной стадии жизни к другой, повторяющую по спирали прежнюю, но уже на новом витке знания( и опять, очень хочется поставить здесь слово соЗнание). С окончанием весны (детства) происходит действительно необратимая утрата. Если хотите, называйте это утратой невинности, потерянным раем, или, если следовать названию стиха, потерей наивности любви.
Таким образом, главное семантическое поле в этом стихотворениии - это поле Времени. А Время, в силу необратимости, по крайней мере для человека, всегда содержит в себе значения утраты и грусти.